В журнал Страницы друзей Численник Обо мне Наша тургруппа "Попутчики" Назад Назад Вперед Вперед
Путешествие Февраля. Северная Карелия. Панааярви. - "Если ты там не был, значит нам туда..."
ski_fanatic
Путешествие Февраля. Северная Карелия. Панааярви.

(Путевые заметки)

День первый. Лоухи.

На самом деле это не совсем первый день в нашем пути в Панаярви. Вчера мы замечательно погуляли по Питеру, побродили стандартными маршрутами вдоль Невы, забрели в Михайловский замок, а потом знатно отобедали в Zoom кафе.

Нева скрыта подо льдом, мосты ремонтируют и чистят  к летнему сезону, а в остальном все как всегда. Впечатления от Михайлова замка двоякие. Мы явно не ожидали встретиться с пустыми комнатами и развешанными на стенах картинами разных эпох. Музею явно не хватает меблированных интерьеров прежней эпохи, ведь так интересно посмотреть  замысел дизайнера и увидеть дворец таким , каким его видел архитектор и сам Павел первый.
В одном из залов относящимся к выставке Лица России демонстрировался видеоряд времен голодной перестройки под песню "Связаны одной цепью". Зрелище производило весьма угрюмое впечатление, не уверен, что такое нужно показывать в музеях. В углу на стуле в качестве смотрителя сидела девочка лет двадцати...а я гадал, что заставило ее придти сюда работать и в буквальном смысле просиживать жизнь, после пяти лет исторического образования.

Но вернемся ко дню сегодняшнему. Проснулись уже на подъезде к Лоухам, за полчаса. Очередь в туалет, внезапная бабуля с возгласом – «да я тут еще с вечера занимала», чай в походной кружке, заварная картошка и ... Вот уже станция. Выходим на платформу, а вот и обещанная серая газель, забронированная еще за неделю. Она должна доставить нас в Пяозеро. Водитель, не спрашивая ничего, распахивает перед нами дверь, видимо туристы всегда ездят только с ним.

Надо сказать, что сейчас эта полуофициальная маршрутка принадлежащая небольшому отелю-магазину является единственным более менее регулярным транспортом на участке Лоухи-Панаярве, а также местным DHL, так сказать службой доставки посылок. Водитель несколько раз останавливался в поселках, передавая свертки, подошедшим людям. Муниципального транспорта тут нет. Лоухское АТП развалилось несколько лет назад и его здания представляют собой дивные руины. Имеющаяся же железнодорожная ветка служит теперь исключительно для подвоза мазута в местную котельную.

Собственно ветку не использует даже леспромхоз, для нужд которого ее и  строили. Охотники за металлом уже пригоняют свои фуры и режут потихоньку имущество некогда гигантского предприятия. Одну из таких фур, не потянувшую крутой подъем, развернуло, и она перегородила нам дорогу. В ожидании тягача мы обошли очередь из машин и саму фуру. На другой стороне скопилось несколько машин, а наиболее предприимчивые уже успели съездить до города и вернуться, предлагая свои услуги в качестве такси. Деньги брали не со всех, например не брали с тех, кто ехал на  определенной  маршрутке. Действует понятная только своим система взаимозачетов. Мы, что бы не терять времени, тоже пересаживаемся в такси.

По приезде в Пяозеро, нас подкинули в визит центр парка - большой синий двухэтажный бревенчатый дом с огромным стеклянным холлом, в котором как раз  проходил утренник финских сказок. Здание на вид выглядело совершенно европейским, такие мы видели в летней поездке по Финляндии и Норвегии. И мы не ошиблись. Строили его по финскому проекту.

Финны давно имеют виды на эту территорию и участвуют в работе национального парка. В лихие девяностые они даже предложили проект с арендой горы Нуорунен на 49 лет с целью строительства горнолыжного курорта, с условием не пускать сюда русских. Но что-то на удивление не сложилось.

Зарегистрировались, взяли белье. Сели в ниву с двумя водителями и отправились в сторону национального парка. До кордона предстояло проехать добрые 60 км по заснеженной дороге, а от него до нашей избушки еще 17. После закрытия ЛПХ дорогу регулярно никто не чинит и не чистит, парку это видимо не  по силам. Основной транспорт – УАЗики и снегоходы. Даже Ниве приходилось не просто. Крутые подъемы и прошедший снегопад сильно подкосили уверенность наших провожатых продолжать поездку и они даже хотели вернуться, но, устроив небольшой перекур, "на свой страх и риск" продолжили движение. Через часа два сложной дороги, где нива с полным приводом не чувствовала себя уверенно, мы добрались до кордона. Получили отметку в пропуска, взяли инспектора со снаряжением, генератором и запасной лыжей для снегохода  и еще через полчаса были около нашей избушки около моста через реку Олангу.

Нам дали уютный домик с теплыми полатями. Рядом спуск к воде, дровник и баня, которую мы тут же принялись топить. Пока изба прогревалась, мы грелись тем, что кололи дрова. Через некоторое время из своей избушки к нам пришел егерь проверить все ли у нас впорядке, и смогли ли мы разжечь печь. В руках он держал смоляные щепочки, заботливо припасенные им для розжига. Но в этот раз они нам не пригодились, обе печи уже вовсю горели и наполняли теплом дом и баню.

Попарившись, мы забрались на полати. Усталость от долгой дороги уже улетучилась и мы заснули. Посреди леса, в небольшой избушке, где до ближайшей цивилизации почти сто километров, а вокруг заснеженная тайга. Вдали от интернета и сотовой связи, при полном отсутствии и электричества. Удивительно тихо и спокойно, лежишь и чувствуешь, как сквозь тебя протекает энергия этого места, будто ты камень в водах времени реки Оланги.

День второй. Подъем на гору.

Утром приехали наши друзья, колесо мельницы Сампо повернулось, и жизнь снова завертелась. Через некоторое время инструкторы подогнали два снегохода (Тайга и Буран) с прицепами. Мы оделись потеплее, завалились в сани и отправились на покорение вершины горы Кивакка. Путь на гору оказался не так прост. Снегоходы иногда не справлялись с глубоким снегом, приходилось отцеплять сани и пробивать колею. Мы с радостью помогали инструкторам, используя эти моменты для сугрева, а затем снова падали в сани.

Поднявшись на гору, мы обошли несколько ее вершин, с которых открывался удивительный вид на окрестные тундры с обширной сетью озер, холмов, темно-серебристые пятна лесов, снежные опушки и квадраты старых вырубок. На вершине горы из-за постоянных ветров и снега вокруг небольших деревьев образовались огромные снежные глыбы самых причудливых форм. При этом, что удивительно, деревья еще умудряются немного качаться, приводя тем самым снежных чудищ в движение.

Вернулись в избу уже затемно.

День третий.

Сегодня мы отправились по самому длинному маршруту – на гору Нуорунен. Путь лежал через кордон, на котором мы обзавелись снегоступами, а кое-то из нашей команды еще и валенками.  Теперь мы все больше походили на партизан. Только находясь здесь, понимаешь, насколько бессмысленно было пытаться воевать здесь зимой. Полное отсутствие дорог, пересеченная местность и обилие снега делают эти места поистине непроходимыми.

Одно из озер мы форсировали на высокой скорости, причиной тому, проступившая на поверхность льда вода, смешанная со снегом. Только на большой скорости снегоход имеет шанс не зарыться и проскочить. Пассажирам саней интереснее вдвойне, два фонтана брызг из под полозьев грозят облить с головой!

Добраться до самой вершины горы из-за обилия снега не получилось, но учитывая отсутствие ярко выраженной вершины, этого и не требовалось. Мы отлично погуляли в снегоступах, осматривая причудливых снежных исполинов, таких же, как и на горе Кивакка.

По пути обратно, сидя в санях, мы порядком надышались дымом выхлопа из Бурана. То ли бензин был смешан с маслом в слишком щедрых пропорциях, то ли нагрузка была велика, но чадил он изрядно.

А вечером снова была баня. По началу, вернувшись с маршрута, мы достаточно долго разжигали печь в доме – не позаботились вовремя о сухих дровах. Вечер становился суетным, нужно было просушить вещи, приготовить еду, и возиться с печкой в бане было совершенно лень. Однако, собравшись с силами, мы все же принялись и за нее и уже через пару часов были вознаграждены приятным, всепроникающим теплом доброй баньки. При ровном горении свечей в предбаннике суета начала пропадать, а на смену ей пришло спокойствие и умиротворенность. Ощущалось давление огромной могучей ночной тайги, навалившейся на крепко срубленную баню, защищенную завораживающей силой маленьких язычков пламени. Сказочные образы, похожие на персонажей картин Константина Васильева смотрели на нас сквозь отражение свечи в заиндевелом окошке. Как знать, может именно за такими моментами и ощущениями стремимся мы в эти отдаленные места, чтобы  побыть наедине с собой, своими мыслями, почувствовать свое место в этом мире и взять верный курс в бурлящем море жизни... Хорошенько прогревшись после целого дня проведенного в санях, мы разомлели, расслабились и отправились спать.

День четвертый.

Новый день – новые впечатления! Наш путь лежит на самый большой в Карелии нерегулируемый водопад – Киваккакоски. Снова снежное сафари и вот через некоторое время мы у цели! Приближаясь к водопаду, сразу же начинаешь чувствовать силу в его гудящем рокоте падающей воды. Величие открывается постепенно. Несколько высоких порогов, с которых стремительно срывается вода, обращены в сторону горы Кивакка…

Красоту здешних мест можно описывать бесконечно, но, как говорится, лучше один раз увидеть… Поэтому если вы не боитесь долгой дороги, то вам обязательно стоит посетить этот самый северный уголок Карелии!

А наше небольшое путешествие в этот чудесный край закончилось. Непродолжительные сборы, ужин, теплое прощание с егерями и вот мы уже в новеньком УАЗике, увозящем нас в неестественную среду нашего цивилизованного обитания.  Позади заснеженная дорога, высокие таежные ели, а на горизонте сквозь вечернюю серую мглу проступает силуэт горы Кивакка. Впереди… Впереди ночная дорога к старухе Лоухи, ожидание поезда и конечно надежда… Надежда вернуться. Если не сюда, то в такое же замечательное место. Вернуться в ощущения, которые дарят такие удивительные места!

PS Огромное спасибо моему другу Илье Филиппову за идею и организацию столь замечательной поездки. Ну и конечно нашим девушкам Тане, Кате и Свете, отважно переносившим все тяготы и лишения жизни в избушке =)
Избушка «Мост Оланги», Нац.парк. Паанаярви, Республика Карелия
Гончаров Александр
февраль 2013 г.
(Фотографии доступны в альбоме  http://vk.com/album2459225_169891325 )

Tags: , , , ,

1 сказал своё слово или Сказать своё слово
ari_sha From: ari_sha Date: February 14th, 2013 10:54 am (UTC) (Ссылка)