"Если ты там не был, значит нам туда..." (ski_fanatic) wrote,
"Если ты там не был, значит нам туда..."
ski_fanatic

Category:

Рассказ о незапланированной поездке по Аникинской узкоколейной железной дороге.

Рассказ о незапланированной поездке по Аникинской узкоколейной железной дороге.
(УЖД «Лузского ЛПК», пос. Таврический, Лузкий район, Кировской области)


На перегоне пос. Таврический - пос. Мирный

Эта поездка по узкоколейке стала для меня совершенно спонтанной. Мы с друзьями решили провести новогодние праздники в путешествии по вологодской, архангельской и кировской области, посмотреть старинные города русского севера, навестить Деда Мороза в его вотчине и просто встретить первые часы Нового года в дороге. Все шло по намеченному плану и третьего января утром мы отправились на пригородном поезде Котлас – Пинюг до станции Луза с намереньем посетить город Лальск, в который я уже собирался несколько лет. Разумеется, я знал, что недалеко от Лальска в поселке Таврический находится действующая узкоколейная железная дорога. Однако точных данных о ее состоянии, протяженности и графике движения в Интернете не появлялось уже несколько лет, единственное, было известно, что некоторое движение сохранялось вплоть до конца этой осени.

Прибыв в Лузу, мы посмотрели расписание автобусов в сторону Лальска. По случаю праздников до ближайшего автобуса было около двух часов и решено было ехать на такси. Поехали сразу в Таврический, рассчитывая найти там только стоящую на заметенных путях технику. Такой пессимистичный настрой объяснялся просто: скорее всего, УЖД зимой не действует, а если и действует, то уж точно в новогодние праздники никто никуда не поедет, хорошо бы найти сторожа и напроситься в депо пофотографировать.

Около двадцати минут на бешеной скорости по заснеженной дороге в тонированной «восьмерке» и мы в Таврическом. Направляемся в депо не сразу, а сначала к диспетчерской, где на путях стоит большое количество разнообразной техники. Поворачиваем за угол и видим на путях тепловоз с работающим двигателем. Вот это удача! Направляемся к нему чуть ли не бегом. А то вдруг уйдет из под носа! Тепловоз готовят к рейсу машинист с помощником. Подходим, здороваемся, рассказываем, что мы любители узкоколеек, путешествуем, хотели узнать, что тут у вас и как, можно ли проехать с вами по линии… Встречаем полное непонимание. В отличие от большинства УЖД центральных областей, где к таким путешествующим уже, если не привыкли, то, по крайней мере, видели и понимают, что люди мы безобидные, здесь узкоколейщики явно редкие гости. Отвечали нам неохотно (типичное отношение к чужакам и незнакомцам, да еще и со странными интересами). Нас направили к начальнику депо, которого найти нам так и не удалось, зато мы попали в каптерку, где сидела бригада во главе с мастером Сергеем. Наши увлечения ребят явно повеселили, но разговор завязался.


Состав около депо пос.Таврический

Ситуация на дороге следующая: УЖД обслуживает Лузский лесопромышленный комбинат, доставляет лесорубов, а также все необходимое – воду, солярку, еду на участок, обеспечивает вывозку леса в Таврический, где его затем перегружают на Камазы и отправляют дальше. Лесорубы работают вахтовым методом, уезжая в лес на две недели, с ними же на вахтовку уходит и тепловозная бригада, обеспечивая расчистку путей, формируя составы с лесом, подготавливая вывозку.

Сегодня первый рейс в этом году – начинается новая вахта. На линию должны были идти два тепловоза. Один со снегочистом, второй с пассажирским вагоном, в котором поедут лесорубы, за ним две платформы с баками полными воды и солярки. Однако один из тепловозов сломался и все вагоны подцепили к одному ТУ6, а впереди поставили снегочист. Нам объяснили, что если мы сегодня отправимся в рейс, то ночевать придется в лесу, в бытовках, и ждать тепловоза, который придет за лесом завтра или послезавтра. Уезжать в тайгу на одни-двое суток мы были совершенно не готовы, к тому же я немного приболел и уже день ходил с температурой. Однако упустить такой случай мы никак не могли, и решено было ехать. Сбегали в магазин за едой и отправили домой сообщение, что не выйдем на связь несколько дней.


Подготовка к рейсу

Пока ждали лесорубов, разговорились с машинистами и расспросили про дорогу. Оказалось, что за последний год дорога претерпела существенные изменения. Та часть линии, которая заходила на территорию республики Коми была разворована прошлой зимой, рельсы снимали прямо из под снега и увозили по зимнику. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, однако виновные найдены не были. Соединительная линия, уходящая на юг после поселка Мирный частично или полностью разобрана, бригады из поселка Боровицы переведены в Таврический, сама УЖД в Боровицах, по словам машинистов, не действует и скорее всего разобрана. Сейчас участок соединительной линии уходит на юг всего на несколько километров, обеспечивая подъезд к рабочему усу на лесозаготовки. Последние жители из некогда большого поселка Мирный покинули его в этом году после летних пожаров. Общая протяженность путей на данный момент вместе с усами составляет около шестидесяти километров. На всем протяжении линии действует радиосвязь с диспетчерской в Таврическом. Всё движение и маневры обязательно согласуются по рации.


Приехала бригада лесорубов

Лесорубы приехали к поезду на двух джипах, погрузили вещи в вагон, и мы отправились в путь. Помощник машиниста остался на снегочисте поднимать и опускать нож на многочисленных стрелках и переездах. Я встал на передней площадке, в надежде сделать несколько снимков, до того как окончательно стемнеет. Поезд двигается тяжело, расчищая скопившийся за выходные дни снег. С двух сторон к путям подступают плотной стеной заснеженные деревья, создавая ощущение движения в бесконечном тоннеле. Когда стоишь на площадке тепловоза перед несущимся впереди снегочистом и смотришь на вырывающиеся из под его ножа снежные брызги, создается впечатление, что ты находишься на мостике быстроходного катера, скользящего по водной глади. В голове проносятся будоражащие воображение мысли, что мы едем в самое сердце безлюдной дикой тайги, где вокруг на много километров только сказочный зимний лес, дикие звери, и ни одной живой души… Добраться сюда можно лишь по узкой колее, а связь с внешним миром осуществляется тонкой нитью радиосвязи.


Отъезжаем от пос.Таврический

Линия прямая как стрела, однако, изобилует спусками и подъемами. На спусках летим на полном ходу, на подъемах старенький двигатель работает на пределе.


В кабине тепловоза

Кабина тепловоза практически приспособлена для жилья: установлена буржуйка, которая топится дровами, на ней всегда горячий чайник. Мягкий зеленый свет лампы освещения, желтая подсветка приборной панели, столик, лежак, многочисленный инструмент и запчасти – предметы первой необходимости.


Машинист Алексей на связи с диспетчерской

Небольшие поломки у тепловоза случаются постоянно. Сначала из-за нерабочих шторок воздухозаборника перегревался двигатель, затем отказало освещение, вскоре перегорела лампочка главного прожектора, постоянно заедало переключение второй передачи, на спусках не держали тормоза.


Бригада в вагоне

Интересные метаморфозы происходят и со временем. Тут незачем смотреть на часы, появляется или лучше сказать обостряется физическое ощущение времени. Ты чувствуешь его по освещенности по происходящим событиям. Как ни странно, но пока мы находились вдали от цивилизации, я сам ни разу не взглянул на часы. Вся жизнь идет по особому внутреннему распорядку, очень размеренному и понятному без объяснений. Работа на линии и на лесозаготовках начинается с рассветом и завершается с наступлением сумерек.


База

Вот и теперь, стемнело, и мы приехали к повороту на южную ветку. Здесь находится база тепловозной бригады – четыре бытовки, стоящие на железнодорожных платформах, платформы с баками для воды и солярки, чуть поодаль лесовозные сцепы. Машинист высадил нас и определил на жительство в одну из бытовок, а сам повел состав на южную ветку, доставляя лесорубов на их базу.
Незамысловатый быт – четыре кровати, печка, стол, посуда, завешанные матрацами окна, лампочка с потолка, выцветшие обои с плакатами начала девяностых годов и икона в углу на стене, вот практически и все, что было в теплушке. Электричество подается на все домики от одного небольшого генератора. Мы затопили печь, растопили снег в котелке и приготовили горячий ужин, а после устроились на отдых. Вернулся тепловоз, бригада тоже отправилась ужинать. Спать все ложатся по простому сигналу – глушится генератор, лампочка гаснет, пора спать. Подъем по той же команде – заурчал генератор, вспыхнула лампочка, значит, начался новый день.


В теплушке

Утром с рассветом направляемся с тепловозной бригадой к лесорубам. Их быт отличается не сильно лишь вагоны-бытовки более новые. А вот техника передовая заграничная – четыре многофункциональные, с огромными колесами машины, которые позволяет полностью автоматизировать процесс лесозаготовок. В предрассветном лесу машины кажутся настоящими монстрами, однако очень проворными и ловкими, виртуозно управляясь с любыми предметами своими лапами-манипуляторами.


База лесурубов

Тепловозная бригада получила задание на перемещение одной бытовки от лесорубов к своей базе на разъезде, а затем надо было подать лесовозные сцепы под погрузку. Платформа, на которой стояла бытовка, оказалась дефектная и за несколько километров движения по усу успела совершить два схода. Работы по ее поднятию сильно осложнялись наличием крутых подъемов и спусков на линии и более чем полуметровым слоем снега.


Тепловоз буксирует платформу с бытовкой

По рации сообщили, что с Таврического вышли два тепловоза – один расчищал линию и разъезды, другой шел к нам резервом. Тем временем началась погрузка.


Вынужденный ремонт пути



Состав с лесом выходит на магистраль

Через несколько часов погрузка завершилась, составы были сформированы и выведены на магистраль. Пришли тепловозы. Мы отправились первым же рейсом обратно в Таврический. Груженый лесом состав, а это обычно пять или шесть сцепов, двигался медленно, притормаживая на спусках. Второй состав пошел за нами с отставанием около десяти километров.


Груженые сцепы



На скорости

По прибытии тепловоз тросом затащил вагоны на стрелку к нижнему складу и подал состав под разгрузку. Козловым краном лес был перегружен на уже ожидавшие его Камазы. Мы возвратились в депо.

Диспетчерская в пос. Таврический

Вот так закончилось это совершенно неожиданное и очень увлекательное путешествие. На дороге, где я был готов не встретить никакого движения, мы, напротив, увидели полноценно действующую линию с диспетчерским сопровождением, с одновременным нахождении на линии четырех локомотивных бригад, с формированием составов и интенсивным движением по магистрали. В настоящее время лесорубы перемещаются на новый участок. Когда весь заготовленный лес будет вывезен, то движение по УЖД прекратиться до весны. Зимой будет применяться автовывозка. Однако в настоящее время предпосылок для окончательного закрытия дороги нет, и разбор линии не планируется. Надеюсь, что Аникинская узкоколейная железная дорога, просуществовавшая более шестидесяти лет, и в дальнейшем останется востребованной.

Спасибо за внимание!

Гончаров Александр
Королёв, 2011
Tags: УЖД, поездки, походы, хорошие выходные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments