?

Log in

No account? Create an account
В журнал Страницы друзей Численник Обо мне Наша тургруппа "Попутчики" Назад Назад Вперед Вперед
Московское водное кольцо - "Если ты там не был, значит нам туда..."
ski_fanatic
ski_fanatic
Московское водное кольцо

 

Вот уже несколько лет столичные чиновники выступают с предложениями применить речной транспорт как альтернативу наземному. Водная магистраль пересекает город с северо-запада на юго-восток и пригодна для использования большую часть года. И если сейчас немногочисленная флотилия «Столичной судоходной компании» выполняет исключительно прогулочную функцию, то в будущем планируется, что речной транспорт будет каждый день перевозить сотни тысяч пассажиров…
Однако, планы активного использования московской водной системы и даже ее расширения существовали с еще 30 годов и включались в градостроительные планы вплоть до 80ых годов. Генеральный план развития Москвы 1935-1940 года предусматривал постройку северного и восточного судоходных. Они должны были замкнуть водное кольцо вокруг большей части тогдашней столицы.

Северный судоходный канал

Но где он должен был пролегать, до сих пор видно на любой карте Москвы.
Коптево хоть от центра и близко, но все равно – классический спальный район. И широченный Коптевский бульвар для него – явное излишество. Эта «просека» появилась, когда деревню Коптево превращали в городскую окраину — свободное пространство оставили как задел для постройки канала из Химкинского водохранилища к Яузе.

На первый взгляд, проект кажется странным. Яуза, некогда транспортная артерия местного значения, уже век как несудоходна. Но если подпитать Яузу, рассчитали проектировщики, она смогла бы пропускать суда с осадкой до двух метров, а это — неплохой подарок для промзон, которых вдоль реки всегда было в достатке.

Канал был нужен Первопрестольной и по эстетическим. Вода – фонтаны, реки, каналы – была ключевым элементом сталинского образа «прекрасного города. Прогулка над рекой или по реке — кульминация чувственного наслаждения в тогдашних фильмах.

Согласно проекту, трасса Северного канала должна была начаться в районе нынешнего метро «Войковская». Она пересекала Ленинградское шоссе, проходила через Коптево, мимо Академических прудов и направлялась к Лихоборке, на которой намеревались построить гидроузел со шлюзом. Кроме того, в Москве планировалось создать небольшую систему водохранилищ, наполнив водой поймы Лихоборки и верхней Яузы. Эти поймы, собственно, не застроены и по сей день. О несостоявшемся проекте напоминают и высокие гранитные берега Яузы, рассчитанные на другой уровень воды, чем сейчас.
Актуальной идея считалась до начала 1960-х. По сути, до тех пор, пока канал, которому было предначертано пролечь преимущественно по дальним окраинам, благодаря стремительному разрастанию города вдруг оказался чуть ли не в центре, а новейшие суда класса «река — море» все равно не смогли бы заходить в яузу. И все-таки частично это сооружение существует. Канал от Химкинского водохранилища проходит под землей и питает Академические пруды, которые без этой подпитки давно бы высохли.

Восточный судоходный канал

"С севера, через северо-восток, восток ближних окрестностей Москвы идет примерно 50-километровая полоса земли, где не возводят жилых домов, не прокладывают линий электропередач и газопроводов.
Это зона будущего восточного отрезка канала имени Москвы, или Восточного судоходного канала. Его почти 60-километровая трасса возьмет начало Пяловского водохранилища, пройдет севернее Мытищ, восточнее Балашихи, повернет на юг к Люберцам и сольется с Москвой-рекой у Кулаковских излучин, между гидроузлами "Андреевка" и "Софьино".

Восточный канал будет представлять собой крупнейший комплекс сложных гидротехнических сооружений. Здесь намечено создать три шлюза и три водохранилища общей площадью более 1200 гектаров - в пойме реки Клязьмы, близ Щелкова и Люберец. Последние города станут портовыми. Появятся механизированные грузовые причалы, обслуживающие крупные промышленные комплексы, находящиеся вдоль канала и в восточной части Московской области. На Люберецком водохранилище построят речной вокзал". (книга "По Москве-Реке", М., 1977).

Между тем, проект Восточного судоходного канала существовал еще с 30-х годов, со времени строительства канала Москва - Волга или канала имени Москвы. Восточный канал планировался как вторая очередь этого канала. Его трасса должна была пройти обойти Москву с востока и соединиться с Москва-рекой в районе Южного порта Война поставила крест на этом проекте. После войны Москва стремительно отстраивалась и выход канала в Южный порт был уже не возможен. Поэтому в 70-х годах проект переделали на вышепредставленный. По проекту планировалось построить Восточный порт - и подмосковные Мытищи должны были стать портовым городом. Канала должен был пропускать суда класса "Волго-Донов", то есть водоизмещение более 5 тысяч то и суда типа "река-море".

".....Создание нового канала позволит снять грузовое движение судов с Москвы-реки в центральной части города, освободив ее для внутригородских пассажирских перевозок, и расширить сеть пляжей и лодочных станций.

Транзитные перевозки для Воскресенска и других городов и населенных пунктов Московской области будут вынесены за пределы столицы. Одновременно на 63 км сократится путь на участке между Пяловским водохранилищем и Кулаковскими излучинами на реке Москве относительно существующего движения судов по каналу имени Москвы.

Восточный канал – это крупнейший комплекс сложных гидротехнических сооружений, и на его трассе намечено строительство трех шлюзов. На участке, проходящем по пойме реки Клязьмы, предусмотрено создать водохранилище площадью 275 га, другое – площадью 140 га вблизи г. Щелково и, наконец, третье водохранилище – Люберецкое – разольется на площади свыше 800 га.

На Восточном судоходном канале будут построены два грузовых порта – на Щелковском и Люберецком водохранилищах – и ряд механизированных грузовых причалов, которые станут обслуживать крупные промышленные комплексы, находящиеся вдоль канала и в восточной части Московской области. Новые грузовые порты будут связаны с Московской и другими районами области железнодорожными и автомобильными магистралями. Подъездные пути в портах, кроме смешанных водно-железнодорожных перевозок, позволят эффективнее использовать складские помещения и механизмы даже в межнавигационный период.

Новой зоной отдыха станет водохранилище, которое образуется в результате благоустройства мытищинских торфоразработок. Его свяжет с Восточным каналом соединительный канал, по которому пойдут пассажирские суда типа "Ракета" и "Москва". Восточный судоходный канал и водохранилища, расположенные в живописной местности лесопаркового пояса и Московской области, несомненно, полюбятся отдыхающим. Сюда смогут отправиться водным транспортом тысячи пассажиров. На Люберецком водохранилище построят пассажирский речной вокзал, к которому можно будет попасть с Московской кольцевой автодороги, а в дальнейшем и по Ждановскому радиусу метрополитена.

Создание Восточного канала позволит обводнить северо-восточные и восточные районы лесопаркового пояса и Московской области, обеспечит орошение ближайших к каналу сельскохозяйственных земель, улучшит водоснабжение города...."

Источники :
1. http://www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=22422&mode=threaded
2.Антон Размахнин “Главный водяной страны” московский корреспондент 14.10.2008
 

Tags: , , ,
Напевы: ...мы рождены, чтоб сказку сделать былью...

1 сказал своё слово или Сказать своё слово
Comments
From: ex_kate_sys839 Date: November 13th, 2008 09:21 am (UTC) (Ссылка)
Ну дай то бог. Хорошая идея, да)
1 сказал своё слово или Сказать своё слово