В журнал Страницы друзей Численник Обо мне Наша тургруппа "Попутчики" Назад Назад Вперед Вперед
Путешествие Января. Архангельск-Северодвинск-Пинега. - "Если ты там не был, значит нам туда..."
ski_fanatic
Путешествие Января. Архангельск-Северодвинск-Пинега.
(Публикую "как есть" свои путевые заметки)

Архангельск. День первый.

Ранним утром мы сошли с поезда на перрон вокзала Архангельска. Первое, что привлекло наше внимание был пронизывающий ветер! Мы снова почувствовали холодное дыхание Арктики. Отчасти это было связано с тем, что мы вышли из разогретого вагона, а отчасти от того, что ждали именно холодов. Однако ветер скоро поутих, а градусники показывали всего -5, то стало ясно, что пока погода вполне московская и мерзнуть мы резко перестали
До заселения в квартиру у нас было еще около пяти часов и мы отправились гулять по просыпающемуся городу. Широкие проспекты "новых" районов советской застройки привели нас в центр города, где обветшалые бараки сороковых годов соседствуют с весьма крепенькими деревянными особняками и многоквартирными домиками начала XX века, соединяемых до сих пор дощатыми тротуарами. Город стоит на болоте, а дома на сваях, что явно не способствует сохранению их горизонтальных пропорций. Многие домики проседают и перекашиваются. Таким образом заходя в подъезды обнаруживаешь очень интересный рельеф дома или уклон пола. В этих районах "точечная" застройка привносит в облик города свое разнообразие - частные коттеджи, бетонные высотки, аляпистые банки и дерзкие пентхаузы. Ближе к Северной Двине идиллия потихоньку восстанавливается - вновь появляются административные здания советского классицизма и модерна, которые затем сменяются деревянными купеческими домами и каменными торговыми галереями, а также церквями и подворьями.

Действуя по принципу "что не закрыто, то открыто", дергаем дверь одной из церквей, стоящих на набережной и попадаем на службу в подворье Соловецкого монастыря.

Сразу слышим необычный распев молитвы, читают по-особому, по-северному. Людей не много, но зал постепенно заполняется. Помещение церкви в советское время явно использовалось не по назначению, но необъяснимым образом сохранило духовность и преемственность поколений.
Немного воображения и вот уже можно увидеть как помолясь уходили отсюда на битву воины, как просили благословения на промысел рыбаки, моряки на навигацию... Что как бы это пафосно не звучало, но вот он - оплот православия на русском севере, и не только православия, факт присутствия России и ворота в Арктику.

Выходим на улицу. Город еще просыпается, а мы идем завтракать в одно из немногочисленных кафе, работающих в столь ранний час Это уже позже, в 11 утра, мы увидим рассвет, прогуляемся по чумбаровке, анналогу арбата, посмотрим достопримечательности, восхищаясь разнообразностью деревянных строений и, конечно же, начнем вливаться в жизнь этого города, составлять свои "маршруты" и заполнять "белые" пятна...

Узнать об истории и достопримечательностях Вы и сами легко сможете, если будет интересно. А для меня важны первые впечатления от знакомства с этим по истине необычным и самым что ни на есть русским северным городом

Здравствуй, Архангельск!

PS. Тут говорят не "курица", а "кура". А местный салон Связного снял с витрин на новогоднюю ночь всю продукцию (видимо опасаясь погромов).

Архангельск. День второй.

С утра мы отравились в Малые Корелы - музей под открытым небом, где собраны деревянные дома, церкви, амбары и прочие постройки с разных концов архангельского края. Место на мой взгляд очень туристическое и после посещения каргопольского ожерелья (где встречается все тоже самое, но в естественной среде обитания) для меня не столь интересное  Однако, благодаря хорошей компании, отличной снежной погоде и вовремя подвернувшейся чайной с калитками (такая традиционная выпечка) все обошлось весьма позитивно =)

Возвращаясь в Архангельск вновь подивились громадному некогда деревообрабатывающему комбинату. Настоящий гигант был. Одна эстакада для транспортировки бревен и нереальный козловой кран чего стоят! Также стоит обратить внимание на поднимающийся пролет железнодорожного моста через С. Двину.

Вернувшись в город поспешили в Морской музей. Не смотря на многолетнюю историю освоения русской Арктики, экспозиция заняла всего один зал и то, в основном, в виде стендовых докладов. Этакий конспективный музей. Без подробностей. Ни слова об проектах Арктикугля, полярных метеостанциях и присутствии на Шпицбергене. После недавнего посещения аналогичного музея в Тромсе (Норвегия) впечатление странное. Неужели мы не хотим знать свою историю, в частности по освоению Северных морских просторов. В советский период эта тема подолгу не сходила с первых полос. А вы знали, что открытие Новой Земли явилось последним заметным географическим открытием в истории Земли? Я вот только сегодня узнал. =)

Затем мы отправились на прогулку по набережной, которая изобилует различными интересными памятниками. От памятника юнгам до памятника моржу, который спас, и видимо не раз, жителей "...от голода и холода". Прямо на льду организованы детские городки с качелями, горками и катками.

Особого упоминания заслуживает ледовая пешеходная переправа, протянувшаяся через Двину на запад в сторону Никольского рукава. Сход с набережной оборудован широкими деревянными мостками, а сама переправа освещается на всем протяжении 14-ю фонарями, установленными прямо на льду.

Архангельск. День третий.

(тезисно)
Утром наш путь лежал в Северодвинск. Мы посетили замечательный музей города, с интересными экспозициями посвященными основанию города, заводам и освоению Арктики. Пообедали в кафе СССР, а затем подъехали на станцию Водогон кудемской УЖД.

Пообщались с помощником машиниста и проводницей. Поезд ходит каждый день, кроме вторника и четверга. В конечном пункте - Белом Озере проживает около двухсот человек. Многие выезжают на работу в Северодвинск, возвращаясь только на выходные.

Затем мы отправились искать зимник ведущий в Нёноксу. Древний храмовый комплекс, переданный теперь "Малым корелам" потихоньку реставрируется. Смотрительница по началу отнеслась к нам весьма настороженно (храмы неоднократно пытались грабить), но затем провела очень познавательную экскурсию, позволила подняться на колокольню и ударить в колокол. Кроме того рассказала про реставраторов из центра Гробаря, местных энтузиастов, бабулей с иконами, занятиях с детьми...
На Севере зимой темнеет рано. Еще не было и пяти вечера, а поезд с Нёноксы мы провожали уже в темноте. Стадионы. Небольшой перекус и мы отправляемся в экспедицию на поиски дороги в Белое Озеро.

Обещанной автомобильной дороги по путям узкоколейки не обнаружилось и мы стали искать зимник. Наш форд явно был рассчитан на такое снежное путешествие, однако, благодаря Сергею мы часа через два достигли цели. Осмотрели спящий поселок, доложились о прибытии помощнику машиниста, надели на колеса цепи и тронулись в обратный путь по красивейшему заснеженному лесу... Домой вернулись около двух часов ночи.

Архангельск. День четвертый

(тезисно)
Спали всего четыре с половиной часа. Ранний подъем и вот мы, соединившись с еще одной московской группой отправились в пинежские пещеры (пос. Березник). Зимой многочисленные пещеры здесь затопленные водой и входы в них надежно скрыты толщей льда. Однако те, что доступны поражают своим великолепием - темнопрозрачный мрамор льда под ногами, белоискрящиеся гипсовые стены, кристаллы льда, ледяные торосы... Красота неописуемая. Наслаждаться и исследовать их можно месяцами и тех нескольких часов, проведенных здесь хватит лишь на первое знакомство...

Остаток дня мы провели на осмотр окрестных достопримечательностей, что на деле вылилось в развед дороги всторону Мезини. Мы проехали через Пинюг до пос. Кулогоры, где берет начало Кулойский канал. Что интересно на реке Пинега организовано несколько ледовых автомобильных переправ, которые обставлены знаками и спасательными средствами по всем
правилам.

Всю долгую дорогу обратно мы наслаждались красивейшими заснеженными елками, стоящими вдоль дороги
и подсвечивающимися дальним светом фар. Затаив дыхание с разгона взбирались на крутые подъемы, которые тут же переходили в не менее крутые спуски... А еще читали в интернете статьи про идущую рядом малодеятельную железнодорожную линию Архангельск - Карпогоры - (в сторону Мезени...)

Архангельск. День пятый

Выспались =) Путешествие важнее работы, поэтому до сегодняшнего дня мы не позволяли себе просыпать и каждый подъем был ранним.

Проснувшись, мы отправились закупаться сувенирами и открытками, фотографировать все то, что еще не успели. Заехали на местный ликероводочный завод и взяли пол ящика чудесного напитка на основе морошки. И полезная вещь и сувенир ;)
Дальше мы поехали в Северодвинск на остров Ягры, чтобы посмотреть на побережье Белого моря! Море действительно было совсем совсем белым =) Черными точками на нем выделялись многочисленные рыбаки, а вдалеке блестели огоньки снегоходов. Фотография "на фоне"... И вот мы уже опаздываем к отправлению узкоколейного поезда Водогон - Белоозеро. Вялотекущее движение в городе грозит нам опозданием. Однако Сергей, вновь проявив чудеса вождения, доставляет нас к посадочной платформе за минуту до отправления. Как такси Марсель =)

Проводница машет нам рукой и мы, вскочив на подножку, вваливаемся в жарко натопленный вагон. Сигнал и состав трогается. Покупаем заветные билетики и садимся на свободную лавочку возле печки. Наш план доехать до поселка Лахта, (примерно одна треть дороги) до того места, где Сергей сможет забрать нас на машине. Однако проводница сообщает нам, что теперь поезд не делает остановок в пути, а идет сразу до Белого Озера. Проводница связывается с машинистом по телефону и сообщает нашу просьбу об остановке. Пытаемся объяснить, где хотим сойти. К обсуждению подключается пол вагона. Местные жители не знают названий поселков, указанных на моей карте, а я не вижу на карте,произносимых ими слов. Договариваемся выйти у второго по счету переезда.

Пассажиры снова заняты своими разговорами и у нас есть время рассмотреть их и сделать несколько фотографий. Это самые обычные люди, живущиие в тайге между болот, куда есть относительно проходимая дорога только зимой, а в остальное время связь с миром только по узкоколейке. Многие из них работают в Северодвинске и домой приезжают только на выходные. Сколько таких мест мы уже видели посещая самые различные УЖД нашей страны. Дорога жизни для небольшого
затерявшегося средь болот и лесов поселка..

В вагоне жарко и мы выходим в тамбур, где общается и курит местная молодежь, обсуждая, кажется, футбольные темы. свешиваясь из открытой двери можно увидеть обледенелый борт вагона и яркий прожектор, бьющий с тепловоза вдоль состава.
Даже в темное время заметно, что дорога очень живописная. Рельсы петляют вдоль лесных опушек, окрестных поселков и деревень, огибают пригорки и ныряют к маленьким речушкам, пересекая их по деревянным мостикам.
Не доезжая указанного переезда, поезд тормозит в перелеске на окраине одного из поселков и нам дают команду выходить. Спрыгиваем в сугроб и провожаем поезд, щелкая затворами фотоаппаратов. Такие редкие моменты упускать не хочется.

Шутники-машинисты высадили нас не совсем там, где нужно и сто метров пришлось лезть по колено в негу через лес, чтобы выйти на дорогу. Через несколько минут нас забрал Сергей на машине. Подробности про узкоколейку я как всегда опишу отдельно и потом, Так как всем это будет интересно. А мы тем временем возвращаемся в Северодвинск. Осматриваем жилые многоэтажки на острове Ягры, стоящие прямо на берегу Белого моря, бульвар на набережной и памятник Ричарду Чендлеру, английскому мореплавателю  первому совершившему торговый рейс в Архангельск. До этого только наши поморы ходили северными водами в Европу.

И снова спешим... На этот раз к себе в Архангельск. У нас заказан столик в ресторане поморской кухни "Трескоед". Заведение крайне интересное и теперь мною рекомендуемое =) Начиная с вешалки и туалетов (в городском
и деревенском стилях) и заканчивая вкуснейшими блюдами и замечательным обслуживанием. Не буду в подробностях перечислять употребленные нами деликатесы, дабы не провоцировать у вас чувство легкого голода и зависти, скажу только, что лучше приехать сюда и все попробовать самому =)

После ресторана совершаем проминад с фотоплэнэрами по улице Чумбарова, знакомимся с замечательной собакой и возвращаемся в нашу квартиру. Завтра снова ранний выезд.
(Если вы дочитали этот текст до конца, то прошу прощения за огромное количество опечаток. Пишу его зубочисткой на экране моего старенького кпк, сидя в машине, которая движется по трассе со скоростью 120 км\час, где-то на подъезде к Вологде )

Архангельск. День шестой

Сегодня мы начинаем двигаться в сторону дома, но сперва еще несколько интересных мест. Прощаемся с Архангельском, фотографируя дом-баян и провожая узглядом ставший уже очень знакомым поворот на Северодвинск.

Первый пункт по маршруту - знаменитые Холмогоры. По пути читаем историю. Оказывается во времена Ломоносова эта была совсем не глухомань, а крупнейший торговый порт России, практически единственный до строительства Петербурга. И только совсем за долго до рождения Ломоносова Холмогоры уступили свое главенствующее положение Новохолмогорам (Архангельску), так как потребовался порт для приема иностранных судов, не имевших возможность преодолевать неглубокую Двину около Холмогор

Пока осматривали окрестности и достопримечательности нам доставили пиццу, предусмотрительно заказали при въезде в город, увидев рекламу.

Возвращаемся на М8 и посещаем еще несколько церквей, стоящих рядом с трассой. Параллельно трассе по деревням идет старый тракт. Решаем после Зачачья проехать немного по ней. Но на выезде из деревни внезапно натыкаемся на перекрытый мост и возвращаемся на трассу.

Через некоторое время навигатор сообщает о правом повороте и мы оказываемся во владениях Сийского монастыря. На подъезде к нему очень живописные места - быстротекущая речушка с заснеженными баньками на одном берегу и бело-серебристом лесу на другом...

Древний монастырь впечатляет своими размерами и богатой историей. Погуляв по территории заходим перекусить в трапезную и спешим дальше. До Вологды еще больше 400 км, а добраться туда хочется к полуночи.

Впереди ночная дорога в Вологду... На широте Великого Устюга проехали полюс холода. После монастыря температура по мере продвижения на юг начала резко падать и за час снизилась с -11 до -25, а затем к Вологде снова потеплело до -10. Явно Дедушка Мороз постарался =)

К ночи добрались до отеля, где н встретили весьма радушно, не смотря на наше опоздание... Тепло, чисто и уютно, а что еще нужно усталому путнику?!

Архангельск. День седьмой

По случаю позднего приезда в гостиницу, раннему подъему способствовал только тот факт, что завтрак обещали только до десяти утра. После завтрака собрали вещи и поехали в центр Вологды. Немного погуляли, закупились пирожными на хлебокомбинате и маслом на молочном комбинате и двинулись на Москву.

Возвращение домой всегда и радостно и грустно. Грустно, что закончилось еще одно путешествие, а радостно от того, что дома ждут родные люди.

Замечательная выдалась поездочка, я считаю. Отличное начало года!

PS А в Архангельск еще очень хочется вернуться для того, что бы прокатиться на пароходе, проехать летом Кудемскую УЖД и... отправиться дальше - в мезенский край.

Tags: , ,

8 сказали своё слово или Сказать своё слово
mishbanych From: mishbanych Date: January 24th, 2013 05:07 am (UTC) (Ссылка)
Здорово!
ski_fanatic From: ski_fanatic Date: January 25th, 2013 10:46 pm (UTC) (Ссылка)
Спасибо!
ari_sha From: ari_sha Date: January 25th, 2013 04:01 pm (UTC) (Ссылка)
здорово! замечательный отчет, как будто сама побывала =)
ski_fanatic From: ski_fanatic Date: January 25th, 2013 10:47 pm (UTC) (Ссылка)
Спасибо! Но лучше увидеть своими глазами!
dasumin From: dasumin Date: November 24th, 2014 10:43 am (UTC) (Ссылка)
Здравствуйте! У вас фотографии не показываются, а хотелось бы их увидеть... Почините, пожалуйста?
ski_fanatic From: ski_fanatic Date: November 24th, 2014 08:44 pm (UTC) (Ссылка)
Спасибо за интерес. попробую восстановить.
ski_fanatic From: ski_fanatic Date: December 15th, 2014 10:51 pm (UTC) (Ссылка)
Проблема устранена. Все фотографии на сервере восстановлены! Спасибо!
dasumin From: dasumin Date: December 16th, 2014 05:46 am (UTC) (Ссылка)
Благодарю Вас! Фотографии замечательные, с удовольствием перечитал пост.
Сами собираемся в январе разведывать эти места, поэтому Ваш отчёт очень интересен.